Конкуренция в сегменте заведений итальянской кухни нарастает. Компания «В. Пиано-Украина» создаст сеть из пяти-семи ресторанов Vapiano, рассказал «Капиталу» менеджер проекта Владимир Гавришевский. «Ежегодно мы планируем открывать по одному заведению», — пояснил он и добавил, что среди городов для дальнейшего развития рассматриваются Киев, Харьков и Одесса.
Большие инвестиции
Vapiano — одна из крупнейших ресторанных сетей итальянской кухни в Европе, первое заведение которой было открыто в 2002 г. в Гамбурге (Германия). Сейчас в более чем 20 странах мира под этим брендом работает свыше 150 заведений.
В Украине сеть развивается по франчайзингу, право на который выкупил совладелец корпорации «Биосфера» (крупнейший производитель и дистрибьютор товаров для ухода за домом и персональной гигиены под торговыми марками «Фрекен БОК», Smile, Novita, Eventa, Vortex и др.) Андрей Здесенко.
Первый ресторан сети Vapiano в Украине появился в центральной части Киева в октябре этого года, а второе заведение открылось в ноябре во Львове. Гавришевский подчеркивает, что площадь каждого объекта составляет около 550 кв. м, а средний чек — около 150 грн. Сумму инвестиций в открытие каждого ресторана, как и размер отчислений за пользование брендом, он не назвал. Но на официальном сайте Vapiano указано, что в первый ресторан нужно вложить € 1,5‑2 млн. Плата за пользование брендом составляет 5‑7,5 % от дохода, в зависимости от месторасположения заведения и его заработка. Помимо этого, франчайзи должны платить около € 50 тыс. с каждого нового ресторана за помощь в подборе помещения, обучении персонала и пр.
Насыщенный сегмент
Итальянская кухня — одна из самых популярных как в Украине, так и в мире на протяжении многих лет, говорит совладелец компании «Фанера project» Антон Белецкий. «Это объясняется относительно невысокой ценой на блюда и неплохим их качеством», — добавляет совладелец Vodka bar, Wine City Grill, Vodka City Grill Олег Шейнкер. Именно поэтому, по подсчетам генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, около 20 % из 1,5 тыс. функционирующих сейчас в столице заведений предлагают блюда итальянской кухни. Среди крупных игроков в Киеве — сети Mafia, Oliva, «Руккола», Prego Cafe, «Пицца Челентано», Solo Pizza и пр.
Толчея на рынке
Сегмент итальянской кухни близок к насыщению, уверена Насонова. Более того, как ранее писал «Капитал», мода на итальянскую кухню в столице проходит, и сейчас наибольший интерес у потребителей вызывают бургеры, средняя стоимость которых составляет около 100 грн. В результате с конца прошлого года в столице появилось сразу четыре сети: The Burger, True Burger bar, Star Burger и «Лакки Лучано».
Сейчас рестораторы не так конкурируют с другими игроками, как стараются приспособиться к новым экономическим реалиям, отмечает исполнительный директор ресторанной компании «ФМ Групп» (сети «Мураками», Tarantino Italian & Grill, «Руккола», «Ольвье», рестораны «Вилла Ривьера» и «Лакки Лучано») Вячеслав Сухомлинов. «Потребители все больше экономят», — констатирует он.
Как ранее писал «Капитал», за первое полугодие 2014 г. рестораторы потеряли около 30 % посетителей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ситуация начала стабилизироваться только этой осенью. Но из‑за очередной волны резкой девальвации гривни, которая наблюдается с середины прошлой недели, потребители вновь могут отказаться от посещения заведений общественного питания. Если это произойдет, то рестораторы не будут содержать неприбыльные заведения. С начала года, по данным «Ресторанного консалтинга», в столице закрылось около 100 из ранее работавших 1,6 тыс. объектов.