Чтобы решить амбициозную задачу модернизации украинской экономики, нужно научиться не просто декларировать приверженность принципам свободного предпринимательства, прагматизма, меритократии и технократии, а и реально руководствоваться ими — даже если политическая обстановка не благоприятствует бизнес-проектам.
Современный цивилизованный мир бизнеса уже давным-давно стал настолько космополитичным, а интересы разных стран, наций, регионов и метарегионов в нем настолько переплетены, что любое действие чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Особенно если вместо суровых законов экономики где-то начинают играть в политические игры.
Украина унаследовала от советского прошлого серьезный промышленный потенциал, который наиболее ушлые отечественные бизнесмены стремительно доамортизировали, а более практичные — интегрировали в интернациональные производственные циклы. Именно таким образом, к примеру, строится бизнес южноукраинского металлургического гиганта Николаевского глиноземного завода. В Supply Chain международной алюминиевой компании UC RUSAL, имеющей бизнес-подразделения на пяти континентах планеты, НГЗ занимает технологически обусловленное и экономически значимое место. И именно поэтому предприятие не почило в бозе следом за многими другими некогда мощнейшими украинскими заводами, а полноценно участвует в мировой системе разделения труда.
На практике это выглядит так. Для получения глинозема — конечной продукции предприятия — необходим боксит, который в Николаев поставляют африканские активы UC RUSAL. В свою очередь, украинское предприятие направляет свою продукцию на алюминиевые заводы холдинга, расположенные за пределами нашей страны. Таким образом, вхождение НГЗ в состав международной корпорации дает долговременный доступ одновременно и к сырьевой базе, и к рынкам сбыта. Что само по себе в конкурентной рыночной экономике достаточно редкая ситуация — иметь гарантии того, что 1,4 миллиона (!) тонн глинозема в месяц будут в плановом режиме произведены и без нервотрепки проданы.
Не говоря уже о серьезной «подушке безопасности» на будущее, которую обеспечивает стабильная готовность инвесторов развивать производство. Долгосрочные инвестиции UC RUSAL — это, прежде всего, инновационные технологические решения. И как результат — одна из самых низких в мире (для своей отрасли) энергоемкость, самый высокий на постсоветском пространстве уровень автоматизации. Плюс экологическая безопасность — соответствие стандарту ISO 14001 (международный стандарт системы экологического менеджмента), и охрана труда — OHSAS 18001 (международный стандарт системы управления охраной труда и промышленной безопасностью). То есть соответствие тем нормативам, выполнять которые в контексте грядущей евроинтеграции львиная доля украинских предприятий только готовится, в то время как на НГЗ это уже не новшество, а норма жизни. А еще плюс социальная защита персонала: НГЗ образцовый работодатель не только регионального, но и национального уровня. Среднемесячная зарплата на заводе составляет порядка 7 800 грн, а социальному пакету могут позавидовать работники сопоставимых предприятий из намного более экономически развитых стран, чем (увы!) Украина.
И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что экспортная ориентация и интегрированность НГЗ в глобальную экономику существенно помогает жить и выживать экономике национальной. Николаевский глиноземный завод обеспечивает работой, ни много ни мало, около 2 000 подрядных организаций. А производимая здесь «побочная» продукция в виде галлия является ценным материалом для выпуска электротехники (поставляется как на отечественные предприятия, так и на заводы в Японии и Южной Кореи). Помимо алюминия, глинозем используют в производстве абразивного инструмента и оптического стекла, катализаторов и огнеупоров, электрокерамики и зубных протезов, высокотемпературной изоляции и искусственных драгоценных камней. Благодаря практически исключительной продукции НГЗ не болит голова, где взять качественное сырье, у отечественных производителей керамической продукции и «стеклодувов».
Такая бизнес-модель по своей природе уже является примером высокой ответственности компании-инвестора перед обществом: причем не только экологической, но и социальной. Несколько сотен миллионов гривен НГЗ ежегодно перечисляет государству в виде налоговых платежей (причем в 2014 году было заплачено почти на 40 % больше, чем в прошлом). Кроме того, десятки миллионов вкладываются в проекты социального характера — от помощи местным властям в ликвидации стихийных бедствий до образовательных программ, от поддержки городского зоопарка до закупки оборудования в медучреждения области.
К сожалению, Украина не может похвастаться подобными примерами ответственного корпоративного гражданства международного бизнеса во всех отраслях и регионах. Однако с учетом того, что даже в нынешней непростой политической ситуации многие инвесторы присматриваются к отечественному рынку и рассматривают возможности реализации здесь бизнес-проектов, такие кейсы, как НГЗ, — важнейший аргумент для принятия положительного решения. Чем более прогнозируемой, прагматичной и партнерски ориентированной будет регуляторная политика украинского правительства по отношению к градообразующим предприятиям-лидерам своих отраслей, тем выше вероятность притока иностранных инвестиций. Тех самых, без которых не может быть речи не только о модернизации экономики, но и о ее возвращении в нормальный режим функционирования. И, соответственно, чем более изоляционистской будет экономическая политика государства, чем менее обязательным будет государство по отношению к инвесторам, тем ниже будет степень доверия к Украине и уровень ее инвестиционной привлекательности. Выбор за нами, и от него будет зависеть будущее не только ныне живущих украинцев, но и будущих поколений.