Херсонский машиностроительный завод (ХМЗ) совместно с Беларусью наладит производство зерноуборочного комбайна «СКИФ-330 Полесье» на базе мощностей завода. Этот вопрос стороны обсуждали 27‑28 августа в рамках визита официальной делегации представителей правительства Беларуси в Херсонскую область.
Белорусы инвестируют первыми
Финансирование проекта начнется за счет ресурсов, привлеченных белорусской стороной. И только после того как первые партии совместных комбайнов хорошо зарекомендуют себя в Украине, будут приниматься меры для привлечения в проект средств из госбюджета Украины.
В середине июля между ХМЗ, «Гомсельмашем» и НАК «Украгролизинг» был подписан трехсторонний меморандум о намерениях. «Стороны договорились, что ориентировочные объемы инвестиций, которые будут направлены на реализацию инвестпроектов, могут составлять в эквиваленте $ 65 млн, а фактические объемы по каждому из направлений сотрудничества будут определяться по согласованию cторон», — сказано в сообщении пресс-службы «Украгролизинга». Реализация зерноуборочных комбайнов планируется на условиях финансового лизинга. Гарантом со стороны государства выступает НАК «Украгролизинг».
В 2013 г. планируется произвести 100 единиц техники, в 2014 г. — 420. В разговоре с «Капиталом» представитель белорусского завода отметил, что производство планируется начать в сентябре. «На базе ХМЗ будет осуществляться сборка. Мы будем поставлять машинокомплекты, но часть деталей будет украинская», — рассказал собеседник издания.
Укрепить позиции на рынке
В разговоре с «Капиталом» старший аналитик ИК «Арт Капитал» Алексей Андрейченко рассказал, что стоимость одного комбайна белорусского производства составляет около 1 млн грн. «По данным «Гомсельмаша», в 2011 г. белорусские комбайны занимали 21 % на рынке зерноуборочной техники в Украине», — добавил собеседник издания. В 2011 г. предприятие выпустило около 5000 комбайнов, 10 % из них было продано в Украину. По оценке Андрейченко, спрос на такие комбайны есть, в частности, в 2011 г. их закупала Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины.
«Нужны инвестиции, скорее всего, из‑за рубежа. Я сомневаюсь, что у простаивающего «Херсонмаша» есть деньги. Белорусы доводят локализацию до 35 %, чтобы попасть под программу льготного кредитования, а украинское правительство включает эту технику в список «Украгролизинга», — отметил аналитик. Напомним: Кабинет министров Украины в мае снизил необходимый уровень локализации для возможности продажи в Украине комбайнов в рамках государственных лизинговых программ до 35 % (ранее — 50 %).
Как сообщал «Капитал», немецкая компания Claas на базе ХМЗ в этом году планирует произвести 350 единиц техники. Запланированный объем производства до 2020 г. составляет 7688 единиц (Claas Tucano — 440‑200 ед., «Скиф» — 5488 ед.).
По словам участника рынка, если в Херсоне будут собирать Claas и New Holland (пробная партия комбайнов New Holland была собрана в 2013 г. — «Капитал»), то белорусская техника будет менее востребованной. Кроме того, есть еще один конкурент — российская компания «Ростсельмаш». «Цены на комбайны у них приблизительно одинаковые, но качество продукции «Ростсельмаша» лучше», — уверяет собеседник издания.
По словам Алексея Андрейченко, еще в 2010 г. планировалось, что совместное с «Гомсельмашем» предприятие должно выйти на мощность 1‑1,5 тыс. единиц техники в год, что подразумевало создание дополнительных производственных мощностей. В последние годы ХМЗ производил около 150‑200 комбайнов в год. До 2009 г. годовой объем производства предприятия составлял около 3 тыс. единиц.