«Капитал» посмотрел премьеру космической драмы Ридли Скотта и, к собственному удивлению, смеялся больше, чем переживал.
К череде маститых режиссеров, фантазирующих на тему отношений человечества с космосом, присоединился и голливудский тяжеловес Ридли Скотт. Только в отличие от своих коллег Альфонсо Куарона («Гравитация», 2013) и Кристофера Нолана («Интерстеллар», 2014) Скотт в этой теме отнюдь не новичок. На его счету — «Чужой», давший старт одной из лучших квадрологий в истории кино, а также противоречивый «Прометей», изрядно озадачивший зрителей три года назад.
Команда астронавтов находится с исследовательской миссией на Марсе, где попадает в страшную бурю. При срочной эвакуации происходит несчастный случай, жертвой которого становится остряк и ботаник Марк Уотни (Мэтт Дэймон). В полной уверенности, что их товарищ погиб, остальные члены экипажа, утирая слезы, отправляются обратно на Землю.
Однако землянину удалось каким-то невероятным образом пережить ураган, который нес смертельную угрозу целой станции и даже звездолету. Да еще и с обломком антенны в пузе. Шокированный Уотни, собственноручно выковыряв из себя застрявший кусок металла, записывает видеообращение к землянам, находящимся от него на расстоянии в более чем 55 млн км — «Ну, в общем, я выжил. Сюрприз!».
Следующие два часа являют собой хронику марсианской робинзониады. Только в отличие от оригинального Робинзона Крузо, герой Дэймона имеет нехилую теоретическую и практическую подготовку, а также солидную техническую базу — исследовательскую станцию с небольшим запасом продуктов. Перед Уотни стоит нетривиальная задача — оставаться живым на планете, где нет ничего, кроме сотен километров ледяного красного грунта, до прилета следующей экспедиции. Также существует призрачный шанс на то, что NASA все-таки получит его сигналы, и пришлет помощь немного раньше.
Уотни, используя весь арсенал своих недюжинных научных знаний и подручные средства (включая упакованные в металлические пакеты экскременты), разворачивает бурную деятельность на своей маленькой космической базе. Например, ухитряется вырастить урожай картофеля. «Я самый крутой ботаник на этой планете!» — радуется он своим успехам.
Пожалуй, одно из главных действующих лиц в «Марсианине» — это юмор. Именно он помогает астронавту-робинзону не свихнуться, а зрителям — выдержать хронометраж в два с лишним часа.
«Гравитация» и «Интерстеллар», несмотря на зрелищность и драматичность, у многих вызвали скепсис из-за массы натяжек и некоторого пренебрежения к законам физики. Скотт решил подготовиться основательнее. «Марсианин» снят по книге американского программиста Энди Уира, постаравшегося сделать свое произведение максимально научным. Например, Уир лично рассчитал орбитальные траектории, использованные в книге, а в дальнейшем — в фильме. Технологии, показанные в картине, очень похожи на те, что использует в своих разработках NASA — космический корабль, марсоходы, оборудование станции.
Реверансом в пользу зрелищности стали всего несколько моментов — к примеру, скафандры, в которых главные герои разгуливают по Марсу. В реальности они были бы гораздо более громоздкими.
Однако среднестатистическому зрителю большая часть фильма все равно напоминает старый анекдот про летчиков «Штурман, приборы! — Двести! — Что „двести“?! — А что „приборы“?!». Что, впрочем, совершенно не портит «Марсианина» — повествование достаточно динамично и драматично для того, чтобы не скучать во время просмотра.
Хотя последние 40 минут картины, где отважного астронавта очень долго и напряженно пытаются спасти всем миром, однозначно скрасил бы ксеноморф из «Чужого».