Бізнес

инфраструктура

Государство вложит деньги в реконструкцию портов «большой Одессы»

25122
Государство вложит деньги в реконструкцию портов «большой Одессы»

После потери портов Крыма, правительство решило заняться реконструкцией доступной инфраструктуры, вложив в нее в 2016 году 3,5 млрд гривен. Из них почти 2,5 млрд гривен достанутся портам «большой Одессы». Эксперты считают, что такие масштабные госинвестиции пойдут на пользу бизнесу Рината Ахметова, Константина Жеваго, Андрея Веревского и нескольким иностранным зернотрейдерам.

Миллиарды в воду

Согласно утвержденному Кабинетом министров финплану, в 2016 году Администрация морских портов Украины намерена почти в пять раз — до 3,5 млрд гривен — увеличить, по сравнению с текущим годом, капитальные инвестиции в свою инфраструктуру.

Еще одним «новшеством» стало утверждение финплана заранее. Впрочем, эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев отметил, что принятие финплана АМПУ до начала года должно стать нормой.

«Как правило, финплан принимали в конце текущего года, что не позволяло вовремя проводить тендерные процедуры и осваивать капитальные инвестиции», — пояснил он.

Большая часть инвестиций выделена трем портам Одесской области, где губернаторствует Михаил Саакашвили. В частности, в порт «Южный» собираются инвестировать 1,3 млрд гривен, Ильичевский — 500 млн гривен, Одесский — более 400 млн гривен. Остальным десяти портам достались крохи.

В основном, деньги будут потрачены на углубление акваторий и подходов к причалам, что позволит портам принимать суда с большей грузоподъемностью — от 200 тыс. тонн.

Лидер по инвестициям порт «Южный», исходя из финплана, в 2016 году наиболее масштабные вложения направит на реконструкцию морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам порта. На эти цели будет направлено 450 млн гривен.

Соизмеримую сумму — 424 млн гривен — планируется освоить на строительство 1-го и 2-го колен и новой части 3-го колена морского подходного канала порта.

Кроме того, 152 млн гривен будет направлено на создание перспективных глубин в акватории морского порта и 133 млн гривен — на реконструкцию системы пожаротушения некоторых причалов.

Более мелкие суммы будут направлены на реконструкцию причалов, строительство базы размещения портового флота и другие небольшие проекты.

По мнению консультанта экспертного центра «ЦТС-консалтинг» Андрея Исаева, в «Южном» углубление акватории принесет, в первую очередь, пользу новому зерновому терминалу, который планируют построить совместно компании Cargill и M. B. Cargo (собственник — компания ТИС, — ред.).

«Большая часть работ по дноуглублению в районе самого порта „Южный“ уже завершена», — отметил Исаев, уточнив, что глубины подходного канала к порту и глубины у причалов погрузочно-разгрузочного комплекса № 2 доведены до 19 м из запланированных 21 м.

«А вот глубины подходного канала к ТИС, и глубины у его причалов не превышают 15 метров, чего недостаточно для загрузки крупных судовых партий (200 тыс. тонн). А глубины у планируемого к строительству нового зернового терминала и того меньше», — рассказал Исаев.

В инфраструктуру Ильичевского порта будет направлено около 500 млн гривен. Судя по финплану, в АМПУ намерены направить больше всего средств на реконструкцию акватории 1-го ковша Сухого лимана — 243 млн гривен. Кроме того, около 200 млн гривен будет выделено на реконструкцию нескольких причалов.

Исаев заявил, что в настоящий момент максимальная глубина в Ильичевском порту составляет 12 метров.

«Этого недостаточно для отгрузки судовых партий агропродукции, которые имеют тенденцию к укрупнению», — отметил он.

Помимо этого Исаев напомнил, что, начиная с 2014 года в Ильичевском порту разгружается импортный энергетический уголь, который транспортируется судами типа Panamax и больше.

«Осадка этих судов составляет 12 метров и более. Очевидно, что глубины в Ильичевске для приема этих судов недостаточные», — подчеркнул он.

В тройку лидеров также вошел Одесский порт. Ожидаемая сумма инвестиций здесь составит более 400 млн гривен. Основными направлениями для капитальных вложений определены строительство контейнерного терминала в рамках проекта «Развитие Карантинного мола» — 138 млн гривен, и строительство причала № 35 — 85 млн гривен.

Кроме того, 58 млн гривен будет направлено на реконструкцию гидротехнических сооружений, 40 млн гривен — на реконструкцию объектов пассажирского комплекса.

В выигрыше

Эксперт транспортного рынка Александр Кава заявил, что лидерство портов «большой Одессы» по капитальным инвестициям логично, поскольку на эти порты приходится основная морская перевалка грузов в Украине.

В свою очередь Владимир Шемаев считает, что от освоения нескольких миллиардов гривен в капитальные инвестиции в Одесский, Южный и Ильичевский порты выиграют в первую очередь представители трех индустрий — зернотрейдеры, горно-металлургический комплекс и маслоэкстракционные заводы.

По словам экспертов, из представителей горно-металлургического комплекса наиболее активно используют мощности портов «большой Одессы» «Метинвест» (контролируется Ринатом Ахметовым и Вадимом Новинским, — ред.) и Ferrexpo (владелец — Константин Жеваго, — ред.), из зернотрейдеров — Cargill, Kernel, Louis Dreyfus, Bunge, Alfred C. Toepfer, из представителей маслоэкстракционного бизнеса — Risoil, Delta Wilmar и Kernel.

Компании из двух последних групп контролируются иностранными акционерами, за исключением Kernel, где основным собственником является украинский бизнесмен Андрей Веревский.

«К примеру, в результате дноуглубления в „Южном“ можно довести глубину с нынешних 19 м до 21 м. Это позволило бы принимать в порту суда с максимальной грузоподъемностью более 200 тыс. тонн», — пояснил Шемаев. Он уточнил, что за счет эффекта масштаба, бизнес сделает экспорт своей продукции более конкурентоспособным на мировых рынках, а АМПУ получит больше портовых сборов.

«Однако принятие финплана еще не гарантирует его выполнение, поэтому успешность его реализации можно будет оценить только следующей весной», — заключил Шемаев.

В случае если АМПУ в 2016 году таки удастся выполнить план по пятикратному росту инвестиций, это может послужить хорошим заделом для дальнейшего повышения доходности предприятий. В противном случае портам будет сложно выполнить задекларированное в финплане увеличение чистой прибыли к 2020 году до 5,8 млрд гривен.

Источник: РБК-Украина
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама