Во время экономического кризиса, прежде всего, страдают инвестиции. Мало кто будет вкладывать средства в развитие производства в условиях падения спроса, сильной неопределенности относительно будущего, роста пессимистических настроений.
Если в ходе текущего экономического кризиса реальный ВВП Украины сократился в пределах 20%, то его инвестиционная составляющая — почти на 40%. А вес инвестиционной составляющей в ВВП сократился до исторического минимума в 12%.
Вес инвестиционной составляющей в ВВП Украины, %
Источники: Госстат, Альфа-Банк Украина
Таким образом, по уровню инвестиционной активности Украина вышла на уровень самых «беззаботных» стран мира: Барбадос, Буркина-Фасо, Свазиленд, Южный Судан. Недавно к этому клубу присоединились Греция и Кипр, пережившие острый экономический кризис.
Однако Украина и накануне последнего экономического кризиса характеризовалась очень низким уровнем инвестиционной активности. В относительно благополучных 2011-2012 годах удельный вес инвестиций в ВВП составлял 18-19%.
Это очень мало. Среднемировой показатель в последние годы устойчиво поддерживается на уровне 24%, задавая своеобразный эталон мирового прогресса. Очевидно, что у развитых стран вес инвестиций в экономике имеет тенденцию к снижению, тогда как у развивающихся (не просто названных так, а действительно развивающихся!) стран он заметно выше среднемирового. Ведь в зажиточных странах норма прибыльности инвестиций обычно гораздо ниже.
Особняком стоит Китай с показателем выше 40%. Там давно наблюдаются многочисленные признаки переинвестирования, грозящие крупными проблемами не только китайской, но и мировой экономике.
Вес инвестиционной составляющей в ВВП *, %
* по состоянию на последнюю доступную дату
Источники: МВФ, Альфа-Банк Украина
Низкий объем инвестиций сегодня означает естественное ограничение экономического роста как минимум на перспективу 3-5 лет. Инвестиции лежат в основе роста производительности экономики, который, в свою очередь, может послужить основой для роста доходов и потребления.
Возможности наращивать потребление за счет долгов (чем Украина довольно активно занималась последние десять лет на государственном уровне), как мы видим, не бесконечны.
Сегодня внутренние источники для инвестиционной активности ограничены. Банки в таком положении, что не готовы принимать на себя много нового риска. Пенсионная реформа так и не проведена. Государство не может финансировать инвестиции в условиях острой потребности сокращения дефицита государственных финансов, сильного бремени военных расходов и необходимости разворачивать тренд с государственным долгом. Да и сама идея государства как основного инвестора, мягко говоря, не очень удачная.
Основными источниками инвестиций в сложившейся ситуации могут стать только средства из-за рубежа. Во-первых, это различные донорские проекты на финансирование инфраструктуры (Мировой банк, ЕБРР и т.п.). Это отдельная история со своими правилами и ограниченными объемами.
Главная задача в данном направлении — это повышение институциональных способностей государства в контексте проектного управления и отчетности, позволяющей повысить интенсивность использования средств. И, безусловно, общий темп реформ в Украине и температура ее взаимоотношений с донорами.
Во-вторых, это иностранные инвестиции. Формат данного текста не позволяет привести примеры многочисленных исследований положительной связи между иностранными инвестициями и экономическим развитием. На мой взгляд, самые лучшие примеры находятся у западных границ Украины.
Критическая масса иностранных инвесторов способна менять деловую культуру страны, устранять коррупционные практики, задавать слышимый запрос на перспективные изменения.
Выгоды от присутствия иностранных инвесторов могут быть самыми разными. К примеру, в Украине сейчас слышится недовольство относительно малых объемов квот на беспошлинные поставки товаров в ЕС и других ограничений. Но недовольство и критику на стол торговых переговоров обычно не кладут. А теперь представим, что в соответствующие отрасли заходят заметные европейские инвесторы. Они сами и пролоббируют снижение торговых барьеров для украинских товаров.
Европейская перспектива, дерегуляция, безусловная защита прав собственности — это три кита, на которых Украины могла бы запустить мощный процесс привлечения иностранных инвестиций. В области дерегуляции нужно делать намного больше, чем подстраиваться под рейтинги вроде Doing Business.
К примеру, очень важно снятие ограничений на движение капитала — не только в части его входа, но и выхода. Мало кто будет инвестировать в страну, из которой в случае непредсказуемых событий (а для окружающего мира Украина — страна мало предсказуемая) нельзя будет оперативно вывести вложенные средства.
И так далее по списку многочисленных проблем иностранных инвесторов в Украине.
В-третьих, условно внешним источником инвестиций являются собственные средства успешных украинских экспортеров. Для них не нужно изобретать какую-то специальную политику. Если в стране будет обеспечено благоприятное поле для всех инвесторов, то и эти средства будут более активно инвестироваться в Украине.
"Инвесторы" зарубежные могут быть трех видов:
1) Лошары. Это те которые инвестируют в специально подготовленные для них финансовые инструменты, с которых они не получат никогда и ничего. Примеры: акции дот.комов в конце 90 г. , бумаги свернадежной американской ипотеки до 2008 г., акции и облигации сланцевой нефти сейчас, и пр. и пр. Понятно, что такие ценные инструменты могут быть только при подкрепление мощнейшим медиа ресурсом и "авианосцами".
Эту категорию инвесторов специально гонят на рынки пиндостана и в меньшей степени в Европу. Понятно, что это самая ценная и замечательная часть инвесторов, но на б/украину они не попадут.
2) "Хищники". которые за бесценок скупают недооцененные активы. Дерибанят их, или чутка "подкрасив губы" перепродают. Вот это добра на территории как бы страны будет достаточно. Но надо понимать, что реальной пользы от них минимум. Очень часть предприятия будут скупаться, для того, что бы максимально быстро уничтожить. Так как это позволяет получить быструю краткосрочную прибыль. Но даже если предприятие будет работать, то в любом случае хищники будут *** из страны прибыли больше, чем те копейки , которые они по коррупционным схемам потратят на скупку.
3) "Реальные". Те редкие нормальные капиталисты и корпорации, которые зайдя на рынок вложат инвестиции в создании предприятия с нуля, и разовьют что то реально нужное.
Все замечательно, и любой стране нужны, только такие инвесторы. Но вот только большой вопрос - Зачем они должны придти именно на б/украину ? Есть ли хоть одно преимущество по созданию нового производства именно тут ? 40 млн. рынок ? Ну и что, благодаря чудной евро ассоциации этот рынок открыт для любой евро страны. И если "реальный" инвестор хочет работать на этом рынке, рядом есть Болгария, Польша, Румыния, Чехия ну и в конце концов Германия. Сверхнищенская зарплата единственное премущество страны. Но в странах которые уже хлебнули евросчастья (Болгария и Румыния) она не на много выше.
Может быть инвесторы должны придти в сельское хозяйство. Может быть только это копейки в масштабах страны. И сырьевая продукция с/х не сможет прокормить всю страну.
Вот беспредельно радуют эти мечтатели, которые уничтожив существующую экономику, говорят о том, что вот нужно сделать "реформы" и тогда обязательно найдутся инвесторы , которые прямо бросятся чего то строить. И прям все почти безвозмездно, то бишь даром и заботясь о исключительно о демократическом будущем родины всего человечества.
Ну ну...