Украинский агропромышленный комплекс ушел в вынужденное пике, и несмотря на то что его траектория несомненно рано или поздно выровняется, есть большой риск, что на борту после этого останутся не все пассажиры.
Предпосылок для такого испытания несколько. Вот лишь две из них — глобальная конъюнктура и низкие цены на зерновые последние два сезона. Сегодняшняя стоимость пшеницы и кукурузы на 27 % и 46 % соответственно ниже, чем в сентябре 2012 г. Как результат, у многих эффективных украинских холдингов прибыльность снизилась в несколько раз, а у остальных ушла в отрицательную зону.
Другая причина бед — низкая ликвидность банковской системы. Все больше агрокомпаний сталкиваются со сложностями при общении с финструктурами об обновлении кредитных линий либо переносе платежа по телу кредита на более поздний период, не говоря уже о новых займах. Более того, минимум пять крупных агрохолдингов уже ведут переговоры с финучреждениями о реструктуризации долгового портфеля.
Впрочем, в такой стрессовой для отрасли ситуации есть свой позитив. Участники рынка не раз заявляли, что украинский сельхозсектор превращается в классический пузырь, который вот-вот лопнет. Я же больше склоняюсь к мнению, что рынок органично вернется к своим естественным объемам.
Одним из основных аргументов в пользу пузыря является подорожание базового актива — земли. Во время ралли 2011‑2013 гг., когда крупные агрохолдинги в своего роде гонке вооружений активно наращивали земельный банк, стоимость прав аренды в таких областях, как Винницкая и Полтавская, выросла с $ 200‑300 до более чем $ 1 000 за гектар, а ставки аренды — с 3‑4 % до 5‑7 % от нормативной оценки.
Но теперь ухудшение конъюнктуры свело к минимуму спрос на землю и изменило формат — с рынка продавца на рынок покупателя. А чей рынок, тот и диктует условия. Крупнейшие агрохолдинги, которые ранее выступали наиболее активными покупателями земли, соревнуясь за сферы влияния, с 2013 г. заморозили свои программы развития. И вместо этого расчищают авгиевы конюшни, которые возвели (хотя уместнее сказать — развели) во времена агрессивного роста.
На любом быстрорастущем рынке неэффективность и внутренние проблемы компаний кристаллизируются, когда рыночные условия из благоприятных сменяются на тяжелые: снижается рентабельность, возникают проблемы с финансированием не только инвестиций и выплаты долга, но и операционной деятельности: контрагенты закручивают гайки, вымывая оборотные средства у бизнеса, с чем и столкнулись многие украинские игроки.
И все же в основе сельскохозяйственного бизнеса лежат фундаментальные активы: земля, элеваторы, техника и глобальный спрос на те продукты, которые с их помощью можно производить. При надлежащем управлении, а также юридическом оформлении и расчете с пайщиками каждый гектар был и остается источником прибыли.
Позитивная сторона в том, что решая возникшие проблемы, сектор пройдет обряд очищения. У него есть уникальная возможность, продиктованная необходимостью сделать домашнее задание, сосредоточившись на полезных вещах, на которые раньше не оставалось времени и управленческого ресурса. А проделав эту работу, можно будет ловить новую волну бизнес-цикла, привлекая деньги и инвестируя их в рост.