Создаваемая компания займется адаптацией и продвижением продукции «Телесенса» (например биллинговых систем для телеком-операторов) в Азиатско-Тихоокеанском регионе, рассказал «Капиталу» учредитель и директор «Телесенса» Эдуард Рубин. В штат «Телесенс-Вьетнам» набирают вьетнамцев, которых украинские специалисты обучат технологиям установки своих продуктов на сети местных операторов. Команда также займется локализацией украинских решений и их подгонкой под нюансы местной финансовой системы и операторского бизнеса, говорит Рубин.
В течение года базирующаяся в Харькове компания намерена трудоустроить до ста вьетнамских специалистов, обещает топ-менеджер. Возглавит «дочку» «Телесенса» интернациональная команда: генеральным директором стал вьетнамский менеджер, директором по развитию — израильтянин, техническим директором — украинец. Общий объем инвестиций «Телесенса» в открытие компании составит $ 250 тыс. Эти вложения пойдут на зарплату и содержание офиса, развитие решений, а также разработку нового продукта с местным партнером компании — Viettel Group. Это корпорация, в которую входит в том числе и телеком-оператор.
Харьковская компания «Телесенс» — разработчик и поставщик программных продуктов и IТ-услуг для телекоммуникационного рынка — основана в 1998 г. Штаб-квартира ее зарегистрирована в Лондоне. Среди ее клиентов — немецкая T-Systems (дочерняя компания Deutsche Telekom), поставщик телекоммуникационного оборудования Nokia Siemens Networks, французский телеком-оператор EADS Multicoms, «МТС-Украина», «Укртелеком», «Киевстар».
«Телесенс» рассчитывает на новые контракты не только во Вьетнаме, но и в Камбодже, Лаосе и других странах региона, отметил Рубин. Планируется, что в первый год «дочка» сможет собрать портфель заказов на сумму около $ 2 млн. Это порядка 30 % от нынешнего оборота харьковской компании. В дальнейшем предполагается наращивать объем заказов на 25‑30 % в год. В течение ближайших двух-трех лет «Телесенс» намеревается начать осваивать и рынок Центральной Америки, говорит Рубин. «У нашего вьетнамского партнера уже есть клиенты среди телеком-операторов в Перу. Мы вместе с ними продолжим раскручивать этот рынок», — пояснил он.
«Телесенс-Вьетнам» — первая зарубежная «дочка» украинской компании. Рубин рассказал «Капиталу», что «Телесенс» долгое время работала над расширением рынков сбыта своей продукции. В 2012 г. она вышла за пределы рынков стран СНГ и Великобритании и начала продавать продукцию в Турцию и Индию. После этого и было принято решение об открытии дочерней компании в Азии. «Нам все равно с операторами каких стран работать. Мы рассматривали различные варианты рынков, на которые нам имеет смысл выходить. Я давно смотрел на Азию, ездил в Индию, в Китай. Вьетнамцы еще с советских времен очень хорошо относятся к украинскому бизнесу. В этой стране программирование находится на очень неплохом уровне, но с готовыми местными решениями у них немного сложнее. В то же время вьетнамские операторы хотят покупать только отечественный продукт», — поясняет мотивацию открытия «дочки» Рубин.
«Телесенс» — первая среди отечественных IT-компаний, производящих готовые продукты, вышла на азиатский рынок. Помимо нее, центр разработки здесь имеет только крупная российская аутсорсинговая компания Luxoft, один из центров разработки которой находится в Украине. Открывая представительство во Вьетнаме в 2008 г., россияне заявляли о стремлении усилить свои позиции в конкурентной борьбе с набирающими обороты индийскими аутсорсинговыми компаниями.
Представители отечественной IT-индустрии полагают, что у харьковской компании есть неплохие шансы закрепиться в новом для себя регионе. «В конкуренции с продуктовыми компаниями, экспортирующими готовые решения, их перспективы на новых рынках весьма неплохи. При условии, конечно, что их продукты не имеют локальных конкурентов», — говорит вице-президент по маркетингу аутсорсинговой IT-компании Miratech Алексей Перекатов. По его словам, отечественным IT-аутсорсерам придется соперничать с Китаем и Индией, у которых гораздо больше специалистов, а цены — ниже. «Адаптировать украинский продукт для местного рынка будет несложно. Открытие местной компании и привлечение локального персонала позволит «Телесенсу» обеспечить техподдержку своим решениям без разницы во времени», — отмечает Перекатов. По его словам, у продуктовых компаний есть еще один стратегический вектор движения — разработка новых решений. Однако это требует больших вложений и связано с большими рисками, чем освоение новых рынков, поскольку гарантии, что разработанный продукт окупится, нет ни у одного разработчика.