Агентство SAME обслуживает международные и украинские компании в сфере маркетинговых стратегий и коммуникаций, и в настоящее время входит в топ-10 самых крупнейших игроков индустрии. Появившись на рынке почти десять лет назад, Same удалось сделать своими клиентами более 50 известных компаний и брендов, среди них Sony, Bacardi-Martini, BMW, MINI, Pepsi, L’Oreal Paris, McDonald’s, ELLE, Toyota - Lexus, Philips и ЦУМ Киев.
О секретах успеха, нынешней ситуации в компании и перспективах украинского рынка маркетинга «Капитал» поговорил с учредителем и директором агентства Ксенией Пятыгиной.
- «Same» сейчас считается одним из лучших маркетинговых агентств страны. При этом ему менее 10 лет и Вы начинали практически с нуля. Что считаете причиной успеха?
- Не практически с нуля, а с нуля. Абсолютного. У нас не было ни бренда, ни компании, ни денег на раскрутку бренда. Ничего, кроме большого желания. При этом 8 лет назад мы пришли на рынок, на котором все ключевые позиции были заняты западными сетевыми агентствами.
После получения Независимости они первые пришли в страну, и именно они обслуживали международные компании, выходившие на наш рынок. Возглавляли обычно сетевые агентства западные специалисты, приезжавшие работать по контракту. Такая ситуация продолжалось в течение первых 10-15 лет формирования рынка. Мы же, по сути, стояли у истоков нового этапа развития маркетинговых сервисов в Украине. К тому времени и рынок успел вырасти, и выросло поколение местных профессионалов, которые начали занимать ключевые позиции в международным сетевых агентствах. Мы были командой, сформировавшейся из этих людей.
Западные сетевые агентства – это большая машина - неповоротливая, по-своему зарегулированная. У нее свои процедуры, там работает много людей с четко разграниченными обязанностями, каждый из которых боится переработать. Мы были воспитаны сетевиками и имели за плечами хорошую западную школу, но могли быть более быстрыми, гибкими, и, безусловно, более дешевыми. Полагаю, удачный выбор стратегии поведения на рынке и сыграл ключевую роль в успехе Same.
- Можете ли Вы выделить какие-то ключевые точки развития компании? Сегодня вы открываетесь. Завтра занимаете какую-то нишу в своем сегменте. А еще через какое-то время становитесь лидером…
- На самом деле мы очень быстро заняли свою нишу. Мы еще не успели зарегистрировать до конца юридическое лицо, а уже выиграли тендер в крупной международной компании. Спустя полгода мы уже имели определенный объем и видели первые результаты. То есть прямо со старта начали активно завоевывать рынок.
Агентство все это время развивалось поступательно. Не рывками, а трудолюбием, профессионализмом, упорством. Главное - не останавливаться. И собирать вокруг себя людей, которые способны разделять твои ценности и идти той же дорогой.
- Какой была ваша команда, когда вы начинали? Работают ли сейчас с Вами эти люди?
- Когда мы начинали, нас было четверо. Из этих людей остались трое. Двое – это учредители. И еще девушка, которая выросла с нами с позиции ассистента до, практически, директора.
- Американская мечта?
- Что-то в этом роде. Просто человек любит свою работу.
- Насколько сложно было поднять такой проект в финансовом плане? У вас был богатый инвестор?
- Мы сами были инвесторами и сами несли все риски. А они были значительные. К примеру, на втором году жизни компании был период, когда мы были должны частным лицам одномоментно порядка 500 тысяч долларов.
Деньги для финансирования проектов вносились как возвратная финансовая помощь учредителей на счет компании, а для этого брались в долг у всех, кого знали.
На это приходилось идти, поскольку в нашем бизнесе клиенты работают по постоплате от 30 до 90 дней после проекта. Честно признаюсь, в какие-то моменты было страшно, что и почек не хватит рассчитаться со всеми кому должны, если что-то пойдет не так.
- Вы преимущественно работаете с западными клиентами. Sony, Bacardi-Martini, BMW, McDonald’s… Это сознательная стратегия?
- Наверное, так получилось потому, что мы ближе к ним, а они ближе к нам ментально. Им подходит наш фирменный стиль и почерк. Они говорят: вы очень фирменно оказываете услуги. С теми компаниям, у которых есть запросы по качеству, мы легко находим общий язык.
При этом, действительно, изначально именно на известные западные бренды мы и нацеливались. Потому что понимали, с кем хотим работать. Но впоследствии и они сами начали искать на рынке именно нас, чтобы получить качественные услуги.
- А с кем проще работать: с нашими, или с западными клиентами?
- Наверное, с западными. Наш бизнес, к сожалению, еще плохо структурирован, в нем много неграмотности, непрофессионализма, необязательности. Украинским компаниям только предстоит пройти определенный эволюционный путь, чтобы соответствовать мировым стандартам. С западными компаниями все проще, там существуют маркетинговые планы, и цели, структурированность процессов, процедуры, профессиональные люди на местах. С ними легче работать - они четко понимают, чего они хотят, и четко ставят задачу агентству. Мы тоже любим, чтобы все было четко, понятно, прозрачно.
- А как бы Вы оценили совместную работу Киевским ЦУМом?
- Мы работали с ними как обслуживающая компания-подрядчик в сфере маркетинговых коммуникаций год до открытия проекта и обслуживали само открытие. Я знаю, что сейчас это объект довольно противоречивый. Есть много вопросов к менеджменту как со стороны бизнеса (ритейлеров), так и со стороны клиента (покупателей)… Но, если говорить об отделе маркетинга, то на момент строительства и запуска объекта там работала очень профессиональная команда. Они привлекали профессиональных международных консультантов, все решения принимались сообща, не исключая нас из этого процесса. Нам было с ними очень комфортно.
- Раньше считалось, что украинский бизнес недооценивает значение маркетинга. Есть ли здесь какие-то изменения?
- Бизнес бизнесу рознь. И есть бизнес, который только на маркетинге и держится. На самом деле, сложно ответить на такой вопрос однозначно. Конечно, если говорить об особенностях маркетинговых коммуникаций, то западный бизнес выигрывает у отечественного. Тем не менее, очень много талантливых маркетологов уже работает и в украинских компаниях. И у нас есть очень интересные кейсы, которые способны дать фору любой западной компании.
- Какой из Ваших проектов Вы бы особенно отметили?
- Сейчас для нас свежо предание о ЦУМе…. Потому что работа с ЦУМом была очень масштабной. И с точки зрения коммуникаций, и как ивент, это был сильный и сложный технически проект. Ничего подобного раньше не случалось на украинском рынке. Открытие ЦУМа мы монтировали 9 дней и 8 ночей, причем я тогда была на 9-м месяце беременности. Поэтому мы пока с ЦУМом эмоционально не расстались. Он очень нам все еще дорог.
- А можете вспомнить какой-нибудь проект, который у Same был одним из первых?
- Несомненно. Буквально через несколько месяцев после начала работы мы выиграли тендер у АВТ Баварии на презентацию 5-й модели БМВ. БМВ - сложный клиент, зарегулированный, требующий четкого выполнения гайдлайнов. Для нас работа с ними была очень значимой, и было важно сделать ее достойно. Все тогда очень выложились эмоционально, работали с большой отдачей. Кстати, после этого мы почти семь лет сотрудничали с АВТ Баварией на постоянной основе.
- Старт работы Same пришелся на кризис 2008 года. Как он отразился на компании?
- Так получилось, что мы де-факто начали работать в кризис 2008 года, поэтому нельзя сказать, что мы как-то сильно от него пострадали. Более того, он даже дал нам толчок – мы росли вместе с восстановлением и общим ростом рынка.
Нынешний кризис после Революции Достоинства мы ощутили уже более серьезно. Бюджеты заказчиков сразу сократились в 3,5 - 5 раз по сравнению с докризисной ситуацией. Кризис сильно ударил не только по нам - по всей сфере услуг. Было непросто, брали любую работу, когда и ее не было, активно занимались социальными проектами – просто чтобы чувствовать себя нужными и живыми. Находили возможности, старались удержать коллектив. Как и любой украинский бизнес, прошли через сложное время.
- Но справились…
- Справились!
- И какие выводы для себя сделали?
- Вывод один: мы должны быть готовы ко всему. Всегда.
- Как бы вы оценили нынешнюю экономическую ситуацию в стране? Видите какие-то перспективы?
- Экономическая ситуация в стране сложная. Чтобы это понять, достаточно просто посмотреть на макроэкономические показатели. Все очень печально и грустно. Кроме одного. Любое падение имеет свое дно. После дна всегда идет восстановление. И чем глубже дно, тем стремительней будет рост. Поэтому те компании, которые не потеряют себя за это время, окажутся на коне.
- Бизнес, и маркетинг в том числе, постоянно меняются. Каким Вы видите будущее?
- Сложно делать прогнозы, однако, без сомнения, есть глобальный вектор: в маркетинге все движется в сторону децентрализации, в сторону новых технологий, в том числе коммуникационных. Я искренне верю в то, что через 10 лет мир вокруг нас будет практически неузнаваем. Искусственный интеллект многих лишит рабочих мест, а многих заставит думать иначе. Однако представителям креативных профессий, такой как наша, пока можно не переживать. Роботы придут сюда еще очень не скоро - не на нашем веку точно. Потому что искусственный интеллект не научится так быстро креативному мышлению. Однако, чтобы соответствовать современным тенденциям, важно постоянно учиться, следить за инновациями, питаться свежими идеями. Учиться самому и уделять внимание образованию своей команды. Тогда у компании обязательно будет будущее.
Образование, в том числе и профильное, сейчас очень доступно. Существует масса онлайн курсов от ведущих мировых университетов. И нужно просто стараться находить на это время и, главное, иметь желание. Я сама этим регулярно занимаюсь и поддерживаю людей, которые в нашей компании хотят прослушать тот или иной курс. Потому что знания – это то, что рождает новые идеи, новую энергию, дает новые силы.
- Нет ли у Вас желания попробовать поработать за границей?
- Мы уже там работаем. У нас есть филиал компании в Нью-Йорке.
- Считается, что за успех нужно платить какую-то цену. Чем пришлось заплатить вам?
- Временем. Силами и временем. В любом деле ты либо готов вкладываться, либо не готов. Отсюда и результат. Но платить – это не обязательно от чего-то полностью отказываться. Я ни от чего никогда не отказывалась. У меня есть семья, коллеги как вторая семья, огромное количество друзей. Я стараюсь всем им уделить внимание, никого не обделить, ни про кого не забыть.
Да, я вкладываю силы и время в свое дело. Нот я делаю это с удовольствием. Работа – часть моего образа жизни. Мне нравится так жить.
- Вы очень активны в социальных сетях. Это нужно для Вас или для бизнеса? Что для вас социальные сети?
- Соцсети это современный способ общения. По сути, это средство коммуникации, твой личный медиа-канал. То, что вы выкладываете в Интернет, кто-то слушает и читает. Соответственно, в нашем бизнесе это помогает. И речь не только о самопиаре, это еще и необходимая доза публичности, которая придает бизнесмену и его бизнесу человеческое лицо. Делает его более узнаваемыми и понятным для потенциальных клиентов. Если люди о вас уже что-то знают, общение проходит гораздо легче. Т.е. социальные сети – это частично личное, а частично – бизнес. Они дополняют друг друга.
- Спустя 10 лет, если бы что-то можно было поменять, что бы Вы изменили?
- Если бы можно было начать сначала, то, наверное, стоило зайти с другого конца. Начинать не в Украине и выходить отсюда в США, а, наоборот, стартовать в США. В 25 лет это проще, потому что у тебя больше сил и энергии, меньше социальных якорей.
- Скажите, а что бы Вы пожелали себе в профессиональном плане?
- Желания постоянно развиваться. Чтобы всегда находились стимулы к росту, развитию и движению вперед. Пока все это есть внутри человека, мир будет дарить ему вдохновение, интересных друзей, новые перспективы.
ко дну можно прилипнуть - опыт африканских стран)