О fast-дизайне, крестьянской наблюдательности и использовании кругов на воде в качестве ручек.
Сегодня в мире отношение к предметному дизайну то же, что и к современному искусству — к нему проявляют повышенное внимание музеи и галереи, арт-ярмарки, вроде Art Basel и парижской FIAC, выделяют ему собственные разделы, аукционы сообщают о постоянно растущем уровне продаж. Вовлеченность в мировой процесс наконец демонстрируют и украинские галеристы: в Щербенко Арт Центре открывается выставка «Жизнь идей» — персональный проект дизайнера и архитектора Сергея Махно. Первыми прикладные вещи в ранг искусства возвели еще в 1980-х годах итальянцы, когда объединения «Алхимия» и «Мемфис», взбунтовавшись против ортодоксального дизайна, предложили вместо чистой функциональности анилиновые цвета, фантастические формы и обильное применение ручного труда (кстати, термин «арт-дизайн» придумали они же). В Украине же событие такого рода — это прецедент.
Тумбочки, лампы, стулья, столы, стеллажи, ковры, посуда с лейблом «Мастерская Махно» плотно оккупируют галерейное пространство, выстраивая сценографию идеального дома. Сергей Махно — человек-феномен. В стране, где отсутствует институт дизайна, поскольку нет главной составляющей — поддерживающей его промышленности, Махно создает целые коллекции уникальных вещей, успешно строит частные дома, оформляет — в основном своими предметами — интерьеры квартир, ресторанов и бутиков (среди последних знаковых объектов — ресторан INK и шоу-румы TAGO), естественно, вызывая нескрываемую зависть многих коллег по цеху. Он много работает, стараясь каждый день выдавать по идее. Это может быть fast-дизайн, вроде переделанного трамвайного кресла, лампы-таза или лампы-банки, или объекты гораздо более трудоемкие — например, кровать с изголовьем-«вытынанкой» или ширма с витражами, цитирующими петриковскую роспись.
В любом случае — это всегда предметы с яркой национальной идентичностью. Разрушая миф о шароварщине made in Ukraine, Сергей привлекает к своим проектам украинских художников, скульпторов и мастеров-ремесленников.
«Последние годы прошли для меня под знаком керамики, — рассказывает Махно. — Я часто езжу в центр украинского гончарства — Опошню — изучать традиционное ремесло и общаться с местными мастерами. Благодаря этому случаются совершенно неожиданные вещи. Например, сельские жители подарили мне название для серии керамических ваз — Chimney Stack. Подсмотрев, как гончар делает их на своем дворе по моим эскизам, они тут же окрестили их „димарі“.
„Последние годы прошли для меня под знаком керамики“
Название прижилось, хоть изначально ни про какие дымоходы я и не думал. Это прекрасно: многие идеи в процессе воплощения претерпевают множество метаморфоз. Мечты, кстати, тоже. Я, например, всегда хотел стать уличным художником, рисовать граффити. А теперь вот отмечаю десятилетие собственной студии, где вместе с другими талантливыми ребятами создаю предметы, интерьеры и архитектуру».
На самом деле началось все задолго до мечты о граффити. Начиналось все, как и положено, — в детстве. У бабушки в селе в Полтавской области Сергей впервые увидел аутентичные предметы украинского быта — глечики с росписью, вышитые сорочки и рушники, старые утюги, ножницы, чемоданы и скрыни. Сергей рос, желание обладать этими сокровищами — тоже. Тогда он начал их собирать. К тому времени, как Махно занялся дизайном, у него собралась целая коллекция «настоящих предметов». Многие свои идеи он черпает именно в них. Впрочем, делает он это элегантно. Минималистские линии чашек Double cup, например, не сразу выдают родословную. Между тем, их форма повторяет воронку, при помощи которой древние трипольцы вызывали дождь. Ручки чашек — это разноразмерные круги, расходящиеся по воде от падающих капель. Черная глазурь символизирует землю, золотая — высокое родство. Гораздо более андеграундный предмет — журнальный столик Kolosok — тоже вдохновлен родным и близким, о чем сигнализирует уже название: брутальная бетонная столешница лежит на «ножках» в виде стилизованного пшеничного поля.
Еще одна большая привязанность дизайнера — восток. Много путешествуя, Сергей вплетает увиденное в предметный ряд, сочетая ориентальные темы с украинскими. Ковер Stone Garden — отличный пример симбиоза двух культур. С одной стороны, его фактура напоминает идеальные концентрические круги японского сада камней, с другой — традиционные украинские плетеные дорожки. Но есть и чисто «восточные» предметы, вроде столика для чайных церемоний Tea garden или керамического сервиза Zen. Tea garden уникален. Вместо традиционной доски с отверстиями Сергей создал полноценный стол на восемь персон — с круглым мраморным сегментом, пропускающим воду, и мобильным поддоном для ее сбора.
Все эти предметы можно увидеть на выставке в Щербенко Арт Центре. Увидеть и согласиться, что дизайн — таки искусство. Которое, к счастью, можно еще и трогать руками.